Первая портативная горелка, топливом для которой служил сжиженный газ, была создана компанией Primus в Швеции вскоре после войны, и по имени компании все подобные устройства стали называть примусами. Примус предназначался для бытовых целей, но как только появились компактные газовые баллоны, была создана и первая походная газовая горелка. Несмотря на то, что туристическая газовая горелка и бытовой примус – это разные устройства, в России люди очень часто называют горелку туристическим примусомКупить горелку в нашем магазине.

Газовая горелка

Наиболее распространенным вариантом туристической горелки является газовый примус. Это очень простая в использовании вещь: сама горелка компактная и легкая, а топливо для нее продается в стандартизированных баллонах. Ее очень просто включить, она безопасна, так как пламя очень маленькое, нет вспышки. Можно даже готовить в палатке, если на улице плохая погода. Существуют очень легкие горелки, вес которых не достигает даже 100г.

Эта модель практически идеальна по безопасности. Тем не менее, помните о том, что во время накручивания газового баллона на горелку вы все же иногда выпускаете газ, который может впоследствии загореться, поэтому не производите эту операцию в палатке.

Такая газовая горелка подходит большинству туристов, которые ходят в походы, кроме любителей зимнего туризма: газ плохо горит при температуре ниже -30. Также газовой горелки может оказаться недостаточно, чтобы обеспечить пищей большое количество людей: ее мощность относительно невелика.

Недостатки такого выбора – в газовых баллонах. Во-первых, их нельзя утилизировать в природных условиях, поэтому нужно таскать с собой лишнюю тяжесть до ближайшего очага цивилизации. Во-вторых, газ запрещено провозить в самолетах, а цены на баллоны в удаленной местности могут быть сильно завышены.

Горелка на жидком топливе

Такая горелка подойдет тем, кто совершает походы в зимнее время. Например, для восхождений на горные вершины жидкое топливо подходит гораздо лучше, чем газ. Также, только жидкая горелка обладает достаточной мощностью, чтобы быстро приготовить пищу и согреть чай для большого количества людей.

Жидкотопливные горелки могут «питаться» исключительно определенным видом топлива или же могут потреблять разные его виды – это мультитопливный вариант. Его можно было бы назвать оптимальным, если бы не одна особенность: такие горелки нужно постоянно чистить.

Важные моменты при выборе туристического примуса

Какой бы тип горелки вы ни предпочли, обязательно присмотритесь к следующим характеристикам. Первое, что нужно уточнить – это время закипания 1л воды. Считается, что замер происходит при комнатной температуре. Так вы сразу увидите, насколько подходит вам производительность горелки.

Затем обратите внимание на максимальный расход топлива. Желательно выбирать как можно более экономичный вариант. Это особенно важно, если вы ходите в пешие походы, ведь баллоны придется нести в рюкзаке. Также очень важными свойствами будут вес и размеры горелки.

Различные дополнительные опции не имеют особого значения. Самыми важными среди них можно считать регулятор мощности пламени и пъезоподжиг.

Горелка туристическая – полезное изобретение, значительно облегчающее жизнь туриста. Ее «прародитель» — обычный бытовой примус, который был сделан в 1892 г. в Швеции Францем Линдквистом. Позже изобретатель стал основателем одноименного концерна, а слово «примус» стало обозначать всю категорию компактных бесфитильных устройств для приготовления пищи, работающих на керосине и других видах топлива.В России этот бытовой прибор популярен с 20-х годов XX века. В середине века, когда из повседневного обихода он был постепенно вытеснен газовыми и электрическими плитами, его взяли на вооружение туристы. Появились специальные модели известные как примус туристический.

Большинство путешественников оценили преимущества горелки для похода, хотя до сих пор находятся люди, которые предпочитают готовить на костре.

Надеюсь, что приведенные мною ниже аргументы убедят вас в необходимости туристического примуса, ведь он не только удобен и экономит время, но и бережет окружающую среду.

Горелка туристическая: преимущества

Горелка походная в 2 раза уменьшает время необходимое на организацию завтрака, обеда, ужина. Костер требует сбора дров и розжига, что особенно усложняется плохими погодными условиями, отсутствием сушин (из-за большого количества туристов или молодости леса);

В походах по безлесной зоне (например, горных, по тундре) горелка туристическая – это единственная возможность приготовить горячую пищу;

Туристический примус выручает также, если маршрут проходит через заповедники, национальные парки и прочие места, где нельзя жечь костры;

Любое новое кострище это вред природе, например, в тундре оно зарастает в течение пары сотен лет, в средней полосе – 2-3 года. Горелка походная бережёт природу;

В отличии от горелки, костер это не только тепло и огонь, но и сильный запах гари и дыма, которым пропитываются все вещи. Чем длиннее поход, тем сильнее вонь, которая особенно досаждает окружающим, если возвращение из похода происходит поездом или автобусом.

Примус туристический: виды и их эволюция

В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.

Виды советских походных горелок:

Насосного типа (давление в топливном баке подкачивается насосом);
Безнасосного типа (давление поднимается за счет нагрева);
Инфракрасные.

Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.
«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.
«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.
«Шмель-3» –это спаренный "Шмель-2" с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.
«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.

Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.

Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2″, который был выпущен в 1984 г.  Он удался !

Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».
«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.
«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.

Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).

Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг.  Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические.

Современные виды походной горелки

С наступлением рыночной экономики в России появились современные модели различных горелок для похода ведущих западных производителей, а потом и их азиатских конкурентов. В отличие от советских примусов, зарубежные ноу-хау работают как на бензине, так и на других видах топлива.

Виды современных походных горелок:

  • Газовые горелки (работают от газового баллона);
  • Жидкотопливные горелки (работают на бензине, керосине, солярке);
  • Мультитопливные горелки (работают и от газа и от жидкого топлива).

В числе ведущих производителей можно назвать шведскую компанию Primus, корейскую Kovea, французскую ADG, американскую MSR и целый ряд других, в т.ч. и китайских.

Отличается их продукция не только эргономичной и удобной конструкцией, но и небольшим весом от 77 до 1,200 гр., а также широким разбросом цен – от 500 руб. до 10 000.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный примус туристический, наподобие тех, с которыми ходили в походы еще наши мамы и папы (и даже бабушки и дедушки), либо современные конструкции горелок для похода. Но, чтобы вы не выбрали — любая горелка это гораздо лучше, чем ее отсутствие.

источник: http://ukosterka.ru

Комментарии
Написать отзыв
Оценка: